Ну что, мы уже выяснили с вами, что датчане с норвежцами, не говоря уж про шведов, отнюдь не чувствовали себя на ранне-средневековой Балтике такими первыми парнями на деревне, как это мерещится нынче многим их поклонникам. Согласно их же собственным сагам, их страны регулярно грабили то эсты, то курши (про вендов вообще не будем, это тянет на статью, в смысле. не УК, но и не вК - формат не тот, многабукаф будет). Грабили, брали гордых норманнов в плен, продавали их с торгов, как того же Олафа Трюггвасона.
Пара примеров, как модно выражаться среди Объективных Учёных, "скандинавской колонизации" на Восток от Балтики.
Сага об Эгиле Скаллагримсоне, Х век.
Эгиль со товарищи приходят в страну куршей - ну да, тех, что полтысячи лет не оставляли в покое свеев и данов - в качестве торговцев, под видом таковых оглядываются, присматриваются - где что плохо лежит, как народ вооружен и пр. В скобках замечу - в Англии, скажем, Эгиль вел себя много наглее. под купца не косил, сразу бросался грабить. Скобки закрываются. Присматривались, видать, плоховато - по истечении уговоренного срока липовые "купцы" попытались побандитствовать, но - попались. Далее описание героического бегства пленных норманнов с куршского хутора.
Они оглядели все вокруг, нашли в полу дверь и открыли ее. Там внизу была глубокая яма. Оттуда и слышалась речь. Эгиль спросил, что там за люди. Тот, кто ответил ему, назвался Аки. Эгиль спросил, не хочет ли он выбраться из ямы. Аки сказал, что они охотно сделали бы это. Тогда Эгиль с товарищами опустили в яму веревку, которой они были связаны, и вытащили наверх трех человек. Аки сказал, что это его два сына, что они датчане и что их взяли в плен прошлым летом.
– Зимой со мной хорошо обращались, – сказал он, – я управлял хозяйством у здешнего бонда, но сыновей моих сделали рабами, и они тяжело переносили это. Весной мы бежали, а потом нас нашли и посадили в эту яму.
Вы как хотите, а Аки этот что-то гонит. Вот прям тем летом взяли в плен, и сразу же сделали управляющим? Сильное подозрение, что парень подольше ходил в пленниках, чем рассказывал Эгилю. Ну да ладно, интереснее-то другое. Что называется, плюнь в рандомную яму в куршском хуторе - попадешь в трех скандинавских рабов...
В чем-то похожая история вышла в Бьярмаланде у Одда Стрелы. Только Одд не притворялся купцом и не сидел в плену - он с приятелями тайком подобрался к хутору бьярмов и приметил, что разносящий чаши слуга вроде как говорит на понятном языке. Да, вы угадали - скандинав-раб.
— Выбирай, — сказал Одд, — или ты будешь отвечать мне на моем языке, или же я закую тебя в цепи. — Спрашивай меня, о чем хочешь, — сказал кравчий. — Скажи мне, какого ты рода и как долго прожил здесь? — Прожил я здесь несколько лет, а родом я норвежец
Что интересно - если Аки и сыновья помогли Эгилю ограбить хозяев-куршей и присоединились к дружине, то раб-норвежец принимает в конце концов сторону господ-бьярмов против земляков. Ну... в конце концов, его не из ямы вытащили, а наоборот, грозились в цепи заковать...
В общем, если бы "мастерская кузнеца-скандинава" в Ладоге существовала бы не только в разгоряченном находкой кучки цветмета воображении археологов - она вполне могла бы объясняться именно так. В конце концов, умелых ремесленников в рабство захватывали особенно охотно - Вёлунд свидетель.
Вложения: |

VeLZF_vU5Jk.jpg [ 51.39 Кб | Просмотров: 9791 ]
|
|