Текущее время: Ноябрь 25th, 2017, 12:23 am




 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Носки, их аналоги и прототипы на Руси
СообщениеДобавлено: Октябрь 5th, 2010, 11:19 pm 
Гуру Карательной Реконструкции
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ноябрь 28th, 2009, 8:41 pm
Сообщения: 1205
Откуда: Оттава
Имя: Олег Шиндлер
Интересующие направления: Доспехи и Оружие
Боевая ориентация: Боевой
Боевые предпочтения: Бугурт
Люди! Все мы увлеченно делаем доспехи, рубахи, штаны и платья, тов. Дудец даже обувь, но как-то стороной обошли, что надеть русичу на ноги под обувь! Выставляйте здесь все что найдете! Пока нашел только "лапти" :-)

Среди лаптей Долгое время человечество бегало босиком. Наши далекие предки, обживавшие в каменном веке необъятные просторы Евразии, не нуждались в обуви. Это пренебрежение к сохранности своих ног было вызвано как мягкостью тогдашнего климата, так и простотой нравов лесных охотников. Современные ученые разных стран ставили множество экспериментов (как правило, над собой) для воссоздания условий жизни древних людей. В частности, после хождения босиком в течение нескольких месяцев подошва ноги человека грубеет и становится неподвластной внешним повреждениям. Дошло даже до того, что один из коллег, возвращаясь после такого эксперимента в Москву, забыл о самом факте существования обуви и, выйдя из кабины экспе-диционной машины, преспокойно зацокал по асфальту затвердевшими после многомесячных <опытов> босыми подошвами. Этим были еще раз доказаны безграничные возможности нашего организма. Правда, морозными зимами древним людям прихо-дилось обуваться. Для этого служили своеобразные кожаные мешки, горловины ко-торых стягивались специальными ремнями и таким образом крепились на лодыжках. Подобного рода прото-обувь является общим предком как сапог, так и туфель. Видимо, таким же путем на западных берегах Атлантики родился знаменитый индейский мокасин. Позднее, в эпоху раннего средневековья, обувь изготовля-лась уже из одного или двух кусков выделанной кожи и называлась у восточных сла-вян <поршень> или <черевик>, закрывавший ногу выше лодыжки. Такой тип обуви, как помните, был воспет Николаем Васильевичем Гоголем в <Ночи перед Рождеством>. Облегченный вариант черевика именовался <постол> и был особо излюблен южными славя-нами. Как показывают данные археологических раскопок, в эпоху Древней Руси обувное дело было занятием важным и далеко не простым. Вымоченные шкуры обра-батывали специальными стругами, при помощи золы удаляли шерсть. Затем кожу промывали кислыми хлебными растворами, дубили корой ивы или дуба, выравнивали, окрашивали... Для раскройки и шитья применяли специальные ножи и шилья. При шитье использовались колодки и шаблоны кроя, а швы подраз-делялись на выворотные, наружные и потайные. Словом - сложнейшая технология, и это - уже в Х-ХI веках! Автору этих строк довелось участвовать в 1964 г. в раскопках, проводившихся на месте нынешней гостиницы <Россия>, в Зарядье. В этом древней-шем районе Москвы в ХVII веке существовали целые кварталы обувных мастерских. Главной находкой в раскопе стали отходы сапожного производства - обрезки кожи и производственный брак, громоздившиеся огромным слоем в 2-3 метра. Специфиче-ский запах многих сотен килограммов кожи ощущался с избытком даже по прошест-вии трех столетий после закрытия этих мастерских! Можно представить, какие <ароматы> витали здесь ранее! После этого становится понятным русское присло-вье: <Пьян, как сапожник>. А как же иначе бороться мастеру с ароматической токсикацией при обработке кожи золой, поташем, различными мудреными растворами. Как говорится в популярной рекламе: <А запах!..> Зато обувка наших предков-горожан была красива и легка в любую погоду. В старой русской деревне испокон веков повседневной обувью были лапти (от древнерусского <лапа>, то есть нижняя конеч-ность), по виду повторяющие схему постола. При помощи костяной проколки кочедыка лапти плелись из лыка или бересты в каждом деревенском доме. Эта летняя дешевая обувь использовалась в ХIV-ХVII веках не только русскими, но и прус-сами, литовцами, латышами. Многие народы Азии также изготавливали обувь из со-ломы или древесной коры. Так что не только (и не столько) Русь - лапотная. Прав-да, раскопки не подтверждают особую древность этого атрибута русского крестьяни-на: складывается впечатление, что лишь после монгольского нашествия селяне стали из подручных средств имитировать постолы горожан. На юге Европы проблемы обуви решались древними жителями иначе. Их ноги должны были предохраняться от каменистой почвы Греции, жаркий климат предпо-лагал создание максимально облегченной обуви. На заре античной цивилизации кус-ком коры или толстой кожи, примотанной к ноге ремнями, греки просто наращивали свою подошву. Так родилась обувь типа сандалий. В Древней Индии они из-готавливалась из душистых пород дерева, что и дало название этому типу обуви. Ак-теры античных театров использовали котурны - сандалии на деревянных подставках, делавшие выше рост своего хозяина. Тот же принцип использовали мод-ницы ХVI века, благо деревянные копытца-<шопин> не были видны из-под сборок длинного платья. Эта древнейшая идея обуви <на пьедестале> возродилась в 70-х годах в виде <платформ> и ныне вновь завоевывает умы молодежи. В эпоху развитого средневековья европейские сапожники использовали и прежние, <варварские>, традиции легкой обуви, и античные модели. Появляются сшитые из трех кусков кожи туфли, нередко с прорезным верхом. С ХIV века острые носы этих туфель начинают удлиняться, для удобства их нередко привязыва-ли к лодыжке или же при помощи заклепки крепили к подъему туфли. Длина носа туфли, как правило, соответствовала <крутизне> модника. В ХV веке се-верные итальянцы, утомленные вечно путавшимися под ногами длинными носами своих туфель, воссоздали античную моду на деревянные котурны. Их острые носы придавали обуви невероятное сходство с маленькими корабликами, что, соб-ственно, и дало общее название легкой обуви (от нем. ->корабль> - <ботфорты>, <боты> и <ботинки>). Так на закате средневековья в европейских городах окончательно сформировался тип обуви на жесткой подошве, предполагавший пере-движение человека по мощеной поверхности тротуаров и дорог. Последним вариан-том мягкой обуви Запада стали <медвежьи лапы> - излюбленная обувь ланд-скнехтов ХVI века, известных нашим современникам по пьесе Бертольда Брехта <Мамаша Кураж и ее дети>. Восток, который, по словам белосолнечного Сухова, <дело тон-кое>, долго еще обходился лишенными жесткой подошвы тапками, в Европе оста-вавшимися лишь в обиходе придворных шутов. Дело в том, что земляные или глинобитные полы в домах и отсутствие регулярной вымостки на улицах селений Азии не предполагали использование обуви с подошвой, которая создавала бы из-быток пыли. Заметьте, что тюркское слово <башмак> применяется в русском языке к обуви мягких, бесформенных очертаний. Это полностью применимо к современным чувякам - мягкой кавказской и среднеазиатской обувке, весьма напоминающей европейские тапочки, появившиеся под восточным влиянием еще в V веке нашей эры. Жители запада Европы с ХV века уверенно шли по мощеным дорогам прогресса в обу-ви с твердой подошвой. Испанские придворные рубежа ХVI-ХVII веков щеголяли в легких туфлях, напоминающих позднейшие женские <лодочки>. Принципиальное разделение легкой обуви на мужские и женские модели произошло к концу ХVIII века, до этого женщины использовали различные типы ранних венецианских котуров. В ХVIII веке устанавливается современный тип мужского ботинка, крепившегося тогда в подъеме пряжкой. Крестьяне тогдашней Франции передвигались в деревянных сабо, доживших в Балтии под именем <клумпы> до начала ХХ века. Эпоха Наполеона отмечена появлением тяжелых ботинок на пряжке, представляю-щих собой, в сущности, подражание <головке> ботфортов. Эти ботинки через проме-жуточную стадию бальных мужских туфель стали прототипом для современ-ной европейской обуви. Сшивавшаяся с конца ХIХ века из трех кусков кожи, она пред-полагала крепление при помощи шнурков, подстилаемых кожаным <язычком>. Таким образом, наши ботинки по своему типу очень молоды. Еще в эпоху Порт-Артура для выхода на улицу русских городов использовались суконные штиблеты, этакие микроботфорты на застежках. Их современными наследниками являются высокие кожаные ботинки, столь излюбленные в разных странах бойцами спецназа и современной молодежью. Таким образом, наши ботинки причудливо совмещают в себе традиции славянских постол, античных котурнов и ботфортов эпохи наполеоновских войн. Женская обувь, долгое время скрывавшаяся под длинными платьями, стала модельно оформ-ляться лишь на рубеже ХIХ-ХХ веков с завершением эпохи кринолинов. Правда, все <ноу-хау> женской обуви, как выясняется, были реализованы еще венецианскими и испанскими башмачниками на пороге современности. Нет ничего нового, кроме за-бытого старого. Автор:: Владимир Кулаков

Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет" (ХII век). Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников". Да и то правда: чуть ли не до начала ХХ века крестьянская Россия была лапотной. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли, пока не распустились листья. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. А нужно было лаптей немало - и про свой обиход, и на продажу. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", - свидетельствовал известный до революции писатель и этнограф С.Максимов. За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб. Плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком - кочетыком: называли его еще свайкой или швайкой. Им же сдирали кору с деревьев. "Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник дается не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли - так, чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону. В народе говорят, что царь Петр все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетенный лапоть хранят и показывают", - писал С.Максимов. Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики. Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский - прямым. Перед и обушник русских лаптей были плотными, жесткими. У белорусских они практически состояли из петель лыка, в которые продевали кожаные или пеньковые оборы, удерживающие лапти на ноге. В прошлом веке лапотным промыслом славилась Костромская губерния, изобиловавшая липовыми рощами. Им пробавлялись многие крестьяне, особенно в межсезонье. В работу вовлекались семьями - дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твердыми. В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шел венчик из узких полос лыка. Зато самыми захудалыми лаптями на Руси прослыли ивняк и, или коверзни, - из ивовой коры; даже плести их считалось зазорным. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры - дубовики. На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. В дело шли и пеньковые очесы, и ветхие веревки; лапти из них - чуни - носили в основном дома или в жаркую сухую погоду. У них, должно быть, финское происхождение: финнов в России звали "чухна". Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и даже шептуны. В районах, где лыка не было, и закупать его было накладно, изворотливые крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса - волосяники. В Курской губернии научились делать соломенные лапти. Чтобы лапотная обувка была прочнее и ноги в ней не промокали и не замерзали, ее низ "подковыривали" конопляной веревкой. Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. Для работы по хозяйству удобны были плетеные ступни - подобие высоких галош (резиновые галоши, еще дорогие, вошли в деревенский быт только в начале ХХ века и надевали их лишь по праздникам). Ступни оставляли у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на дворе грязь, а лапти с портянками, онучами и оборами надевать долго и хлопотно. В не столь уж давние времена лапти у русских (в отличие от сапог) были разными для правой и левой ноги, а у поволжских народов - мордвы, чувашей и татар - они не различались по ноге. Живя бок о бок с этими народами, русские переняли более практичную обувь: когда изнашивался, рвался или терялся один лапоть, другой можно было не выбрасывать. Для многомиллионного крестьянского люда более дешевой и практичной обуви было не сыскать, "легкой для ходьбы по лесам и притом зимой - теплой, а летом - прохладной". В конце прошлого века пара лаптей (подковыренная паклей или лыком) стоила не дороже 3-5 копеек, а сапоги - "самый соблазнительный предмет для мужика" (по выражению Мамина-Сибиряка) - несколько рублей. Правда, и снашивались лапти намного быстрее сапог: в страду за четыре дня, зимой - дней за десять. "В дорогу идти - пять пар лаптей плести", - говаривали в народе. У шведов даже сложилось понятие - "лапотная миля". Ближе к середине прошлого века Иван Сергеевич Тургенев в рассказе "Хорь и Калиныч" сравнивал орловского мужика с калужским оброчным крестьянином: "Первый ...ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик... торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах". За свою многовековую историю лапти вошли в языковый обиход народа, его поговорки и присказки. "Путает, словно кашу в лапти обувает", - так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчемном, шатающемся без дела человеке отзывались: "Звонит в лапоть". Неразборчивому в делах и словах народ подсказывает: "Не всякое лыко в строку..." К. Буровик.



_________________
...Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою їжака не вбъешь?!
Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Носки, их аналоги и прототипы на Руси
СообщениеДобавлено: Октябрь 5th, 2010, 11:40 pm 
Гуру Карательной Реконструкции
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ноябрь 28th, 2009, 8:41 pm
Сообщения: 1205
Откуда: Оттава
Имя: Олег Шиндлер
Интересующие направления: Доспехи и Оружие
Боевая ориентация: Боевой
Боевые предпочтения: Бугурт
В тёплую погоду обувь могли надевать на босу ногу, проложив травой или подложив войлочную стельку. В Москве в слоях 16 века зафиксирована войлочная подкладка на сапогах. В холода надевали вязаные иглой шерстяные носки – копытца. Крупный фрагмент такого носка 16 века выставлен в постоянной экспозиции Музея археологии города Москвы (см. снимок). Зажиточные люди могли позволить себе высокие вязаные чулки «немецкого дела», крепившиеся на завязки у колен. Также на голени надевали матерчатые и, возможно, вязаные чулки без стоп длиной до колен – ноговицы. Люди попроще, в сочетании с низкой обувью (поршни, лапти), наматывали на голени обмотки - онучи. Нет оснований считать, что в средневековье не существовали полотняные портянки, наматывающиеся непосредственно на стопы.

Изображение



_________________
...Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою їжака не вбъешь?!
Не в сети
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

cron